Поставки мясопродуктов в Россию из стран ближнего и дальнего зарубежья: перспективы развития
В первом полугодии 2011 года были зафиксированы самые высокие показатели по поставкам мяса и мясопродуктов в Российскую Федерацию из стран СНГ. Объем импорта мяса и мясопродуктов в Россию увеличился более чем на 43%. В июле и августе прошедшего года рост импорта мясопродуктов на отечественный рынок продолжал расти. В это же время стали ясно просматриваться другие тенденции. Цифры статистики показали, что увеличиваются поставки мясной продукции в Россию из таких стран СНГ как Белоруссии, Казахстан и Молдова.
Недавно правительство Российской федерации понизило квоты на ввоз мясной продукции из стран дальнего зарубежья на 2012 год. В результате объемы импорта мясной продукции из этих стран по мясу домашней птицы и свинины понизились практически на треть в сравнении с прошедшим периодом.
Подобные показатели статистики позволяют сделать вывод о том, что планируется массовое замещение иностранных мясных поставок из стран дальнего зарубежья поставками из стран участниц содружества СНГ, прежде всего Белоруссии и Казахстана.
Подобное положение дел является логическим результатом реализации концепции аграрного рынка стран-участниц СНГ. Такой рынок, по заверению министра сельского хозяйства Российской федерации Еленый Скрынник, формируется постепенно, через сбалансированные взаимопоставки, в число которых входит и мясная продукция.
Если в текущем году поставки мясопродуктов, прежде всего говядины, из Казахстана в РФ по предварительным оценкам минсельхоза составят 6-7,5 тыс. тонн, то уже к 2015 году в поставки мясной продукции в Россию из Казахстана должны будут вырасти до 60 тыс. тонн.
Белоруссия уже является самым массовым поставщиком мясной продукции, входящих в сообщество СНГ. Уже в 2011 году поставки из этой страны в Россию составили 210 тыс. тонн против 145 тыс тонн мясопродуктов, ввезенных в Россию в 2010 году. Министр сельского хозяйства и продовольствия из Белоруссии Михаил Русый оценивал поставки ввоза белорусского мяса в Россию как более высокие, составляющие 220 тыс. тонн.
Но потенциал развития рынка стран Содружества, в том числе и сельскохозяйственного, сковывает протекционизм, от которого никак не могут отказаться участники этого международного сообщества. Подобное положение вещей мешает сельскому хозяйству стран СНГ стать полноправными и конкурентными участниками мирового продовольственного рынка.
Прежде всего такой протекционизм сказывается по отношению к российским поставкам. Одним из ярких примеров тому может служить заявление министра сельского хозяйства Киргизии, потребовавшего ввести 30% налог на вывозимые в страны дальнего зарубежья из страны мясо птицы и куриных яиц.
Торгул Беков, министр сельского хозяйства Киргизии обосновал свои требования тем, что импорт куриного мяса и яйца из России и Казахстана в Киргизию, составивший 60 млн. $ в 2010 году становится нерентабельным из-за затрат связанных с ввоз куриного яйца, на который уходит только 3 млн.$. Министр считает, что подобные расходы могут быть сокращены за счет прекращения ввози импортного яйца по причине достаточного производства такого продукта на внутреннем рынке Киргизии.